Информация Сцена (глубина, ширина и высота )

Статус темы:
Закрыта.
  1. Етерсков
    Оффлайн

    Етерсков Модератор Команда форума

    Регистрация:
    16.03.2012
    Сообщения:
    5.759
    Симпатии:
    924
    Пол:
    Мужской
    Адрес:
    Балашиха
    Торговая репутация:
    5
    Сцена
    Сцена (глубина, ширина и высота ). Особенности оценки и общие характеристики сцены.

    slide.jpg

    При оценки категории "SQ" оценивается так называемая "СЦЕНА"

    Ширина звуковой сцены

    cca0d34943d8.jpg

    Ширина звуковой сцены определяется расстоянием между ее слышимым левым и правым краями. В некоторых системах звуковая сцена может выходить за пределы салона автомобиля.

    Высота звуковой сцены

    4425ad584ceb.jpg

    Высота звуковой сцены – это воображаемая высота, с которой слышится звук по всей ширине сцены. Основная цель – добиться стабильности звука на одном уровне. Звучание музыкальных инструментов и вокала должно доноситься с этой высоты, и ни один звуковой образ не должен располагаться ниже уровня пола воображаемой сцены. В идеале вокал и инструменты должны доноситься с одной и той же основной высоты.

    Глубина звуковой сцены

    c81218a7e8d7.jpg

    Глубина звуковой сцены определяется способностью системы располагать вокал и инструменты на различном расстоянии от слушателя (например, один исполнитель находится позади другого).
    Максимальная оценка начисляется только тем системам, в которых создается убедительная иллюзия того, что все звуки исходят из определенных для этого позиций.
    За то, что бас доносится сзади, общая оценка может быть снижена на 2 балла. Обратите внимание на первое впечатление от звучания системы. 0 (ноль) баллов ставится только в том случае, если по первому впечатлению все звуки доносятся сзади.
    Судьи оценивают глубину звуковой сцены по всей ее ширине, а не только по центру.

    orchestr.jpg

    ТОНАЛЬНЫЙ БАЛАНС. Определяет ту степень точности, с которой воспроизводится «голос» музыкального инструмента. Если звучит саксофон, то он и должен восприниматься, как настоящий саксофон, и вы уверенно скажете, что это не тромбон, французский рожок, туба или какая-нибудь другая «дудка». Бывают ситуации и пострашнее, где отличить скрипку от флейты было затруднительно. По безупречной логике экспертов IASCA в понятие ТОНАЛЬНОГО БАЛАНСА входят 6 составляющих: громкости, высоты звука, тембра, длительности, атаки звука и затухания. Ну, с громкостью вроде бы всё ясно. Высота звука - вспомним уроки пения в первом классе. Учительница говорила, извлекала на пианино басовые (низкие) звуки: «Вот по лесу идёт медведь», тыкание пальчиками в правую часть клавиатуры сопровождалось комментарием: «А это зайчик скачет». Тембр определяет индивидуальную окраску и узнаваемость музыкальных инструментов и вокала. Длительность звучания передает особенности как инструмента, так и акустических особенностей помещения. Атака - скорость нарастания громкости звука, она тоже позволяет узнать инструмент, например, у рояля атака быстрая, так как звук извлекается ударом молоточка по струне, у духовых же - атака плавная. Рекордсмены по скорости атаки - ударные.
    Затухание придает звучанию либо воздушность, если оно длительное, либо сухость (при быстром затухании).

    Следующая важнейшая характеристика - способность правильно передавать звуковую стереокартину. Для описания её специалистами IASCA было предложено следующее определение: «ЗВУКОВАЯ СЦЕНА - результат пространственного восприятия слушателем воспроизводимого музыкального сигнала». Для качественной передачи сцены важно не только формирование переднего плана, но и создание эффекта присутствия. Пришло время вспомнить и о «заполненном заднем плане». Напряжем свою память и представим, как звучит музыка при «живом» исполнении в концертном зале. Звук обволакивает нас со всех сторон, хотя музыканты находятся перед нами. Ощущение объемности звучания создают многообразные отражения. Весь объем зала заполнен рассеянным и отраженным «атмосферным» звуком, что и характеризует задний план. Добиться такого звучания, по возможности не устанавливая тыловых динамиков, - высший пилотаж инсталляции. По меткому замечанию одного уважаемого специалиста, установщиков можно немного высокопарно назвать «ловцами отражений». Безусловно, никто не пытается в директивном плане запретить, как секс в Советском Союзе, установку громкоговорителей в задней части салона. Важно лишь то, чтоб они не воспроизводили звучание переднего плана, перетягивая на себя «звуковое одеяло».

    Оценку качества передачи звукового пространства в автомобиле «иасковцы» определили такими вот терминами: положение слушателя относительно сцены, ширина сцены, её высота, глубина, локализация стереообразов и наличие эффекта присутствия - ambience.

    Впрочем, все детали формирования звуковой сцены надо предварить «категорическим императивом»: где и как бы ни располагались кажущиеся источники звука в салоне машины, они не должны располагаться там же, где динамики. Если слушатель ясно слышит, где установлены динамики, всё остальное - «хлопоты бубновые». Если же не всё так запущено и звук хотя бы отчасти существует в пространстве салона отдельно от динамиков, то начинаются подробности, связанные с тем, где именно он существует.

    ПОЛОЖНИЕ СЛУШАТЕЛЯ ОТНОСИТЕЛЬНО СЦЕНЫ. В большинстве случаев исполнители на концерте находятся на сцене перед вами. Качественная установка создаст иллюзию расположения сцены перед вами. Прочие могут запихнуть музыкантов в вашу голову, вокруг вас или, что наиболее неприятно - позади, будто вы повернулись к ним спиной. Таким образом, наиболее правильным положением слушателя будет, когда сцена находится впереди вас, но в некотором отдалении, словно вы сидите в концертном зале в том самом восьмом ряду, известном по популярной песне популярного латвийского композитора.

    ШИРИНА СЦЕНЫ. Так какова же она? Салон автомобиля ужасно мал для качественного воспроизведения звука, как мал «Фиат-126» польского производства для полноценного проведения досуга в обществе дамы. В то же время получение широкой звуковой сцены вполне реально. Самые неудачные в отношении этого критерия системы создают ощущение звука, исходящего из одной точки, будто за воспроизведение отвечает один динамик. Это называется узкой звуковой сценой и считается крупным недостатком. Более успешные системы уже проявляют правую и левую границы, но эти границы не распространяются за пределы салона. У наиболее выдающихся аудиоустановок границы сцены не ограничиваются объемом салона, создается ощущение, что самые крайние источники звука находятся за пределами салона (например, на наружных зеркалах). Наивысшее искусство в формировании звуковой сцены - это когда при её большой ширине отсутствует «дыра» в середине. Широкую, но с «дырой», где, как кажется, нет источников звука, сделать довольно просто. Без «дыры», но узкую - ещё проще. Широкую и без провала в центре - архисложно.

    ВЫСОТА СЦЕНЫ. Идеальная высота сцены - на уровне глаз слушателя. Слишком низкая сцена словно направляет взгляд слушателя в пол, слишком высокая же заставляет «воздеть глаза небу». Однако помимо просто высоты, есть ещё понятие стабильности этой высоты. Ощущение высоты кажущихся источников звука не должно меняться в зависимости от положения источника звука (слева, справа, в центре). Например, играют гитарист слева, ударник - в центре, трубач - справа. В системе с низкой (к примеру), но стабильной сценой все исполнители будут находиться как бы на уровне спидометра. Все трое. В системе с нестабильной по ширине высотой сцены гитарист и трубач могут оказаться ниже ударника, а случись кому-то из них переместиться вдоль сцены, они словно пойдут по горбатому мостику. Идеально, когда и высоко, и стабильно (чересчур высокая звуковая сцена на практике - редкость).

    Другой вид нестабильности, тоже очень распространённый - нестабильность по частоте. Это когда кажущееся положение источника звука по высоте зависит от его частоты. Мужской голос оказывается на уровне приборной панели, например, а женский парит над ней. Хотя это ещё полбеды. В системах с очень нестабильной по частоте сценой бывает так, что одна и та же певица, когда берет высокие ноты, вроде как стоит на сцене, а когда низкие - ложится на неё, что никак не соответствует главному определению высококачественного звучания: «как в жизни». Современные как бы певицы, конечно, делают и такое, но их с хорошим качеством и не записывают, можно не беспокоиться.

    ГЛУБИНА СЦЕНЫ. В профессиональной русской терминологии это часто называют «эшелонированием». Оба термина определяют расположение музыкантов на сцене по мере их удалённости от слушателя. Чаще всего ударник находится за гитаристами, а вокалист располагается между ними. Системы с отличной глубиной сцены дают слушателю ощущение пространства между музыкантами, и вы легко сможете определить, как они расположились на сцене.

    AMBIENCE - тот самый термин, по поводу трактовки которого у специалистов так и не сложилось общего мнения. Мне как-то ближе ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ. Это то явление, которое дает вам чувство реального пространства концертного зала. Пришедшие не так давно из области кино системы многоканального пространственного звучания оставим пока в стороне, как и цифровую обработку звука для создания эффекта различных звуковых сред - «клуб», «стадион», «собор» или, пардон, «ванная комната». Речь пойдёт об эффекте присутствия, который даёт правильно воспроизведенная высококачественная стереофоническая запись. Создаваемый «правильной» стереосистемой эффект присутствия позволяет вам почувствовать себя слушателем настоящего живого концерта в настоящем концертном зале. Вот это и есть истинный эффект присутствия, в отличие от искусственного.

    У человека, впервые сталкивающегося со всем многообразием автозвуковых установок, вполне естественно должен возникнуть вопрос: «А как влияет на звуковую сцену сабвуфер, ведь этот огромный динамик чаще всего приходилось видеть в задней части машины?». При правильном изготовлении и настройке сабвуфер не влияет на восприятие звуковой сцены. Это объясняется физиологической неспособностью нашего слуха локализовать источник звука, работающий на самых низах «басового диапазона». Но только при правильном. На практике эффект локализации сабвуфера встречается сплошь и рядом, и очень часто это объясняется типовыми и устранимыми ошибками, о которых мы поговорим в своё время.

    IMAGING - звуковой образ. Так же как и «звуковая сцена», этот термин относится к тому, насколько достоверно воспроизводится стереофоническая запись в смысле расположения и разделения кажущихся источников звука. В воссоздании звуковых образов выделяют два аспекта: локализация и фокусировка.

    Локализация означает, что источник звука находится ТАМ. А фокусировка - что он находится ИМЕННО ТАМ. Система с хорошей локализацией позволяет однозначно определить положение источника звука на сцене (слева, слева ближе к центру и т.д.). Фокусировка звукового образа проявляется, главным образом, его кажущимися размерами. В системе с хорошей локализацией, но неудовлетворительной фокусировкой звук гитары может исходить оттуда, откуда надо, скажем, из середины сцены, но сам инструмент будет казаться неестественно огромным, в виде эдакого звучащего облака.

    И в локализации, и в фокусировке очень важна стабильность. Многие системы грешат частотной зависимостью, то есть при изменении тональности звучания КИЗ начинают блуждать по сцене, вводя слушателя в замешательство.

    В идеальной системе, «системе мечты», певица, стоящая в середине сцены, стоит там как вкопанная от начала песни и до конца. А если она вдруг решит перейти к краю сцены, то нам должно казаться, что она это делает сразу вся, целиком, как нормальный живой человек, а не в виде отдельных обрывков звука голоса, доносящихся то оттуда, то отсюда.
    Slyfox, Cerg, Alex_1.5 и 2 другим нравится это.
Похожие темы: Сцена (глубина
Форум Заголовок Дата
Вопросы по Автозвуку Сцена, ты где? 22.01.2013

Статус темы:
Закрыта.